Warning: copy() [function.copy]: Filename cannot be empty in /home/paraplanov/priunil.ru/docs/system/core.php on line 2
Как примирить абстракции с конкретикой

Пишу обо всём, что радует. Сейчас: редактура

16 октября, 9:11

Как примирить абстракции с конкретикой

Сравните с чем-нибудь

Редактору бывает сложно донести информацию о количестве, размере или сроках в инфопродукте. Даёшь абстрактные оценки: много, крупно, долго — читатель не может их представить. Пишешь конкретные факты: 17 штук, 537 кубометров, 3 576 секунд — читатель не может их оценить. Так что же делать?

Объясню на примерах текста, картинки и интерфейса.

Голые абстракции

Мы живём в век победившего Главреда, когда все понимают чем неудобны абстракции. Но я всё равно обозначу проблемы, чтобы в этом посте была красивая структура из трёх модулей.

Текст. Я сейчас пишу статью для VC про DRIVE2. Мне нужно дать понять, что Драйв — серьёзный сайт, которым пользуется куча людей. И я такой:

DRIVE2 — это русскоязычная социальная сеть автолюбителей с огромной аудиторией.

«Огромная аудитория» — абстрактная оценка. Выглядит она неубедительно, потому что читатель не понимает, какую именно аудиторию я считаю огромной.

Картинка. В Школе редакторов есть задание: сделать промостраницу книги «Редактируем дизайном» Яна Уайта. По заданию, это книга крупного формата в мягкой обложке — важный нюанс, о котором нужно предупредить покупателя. Окей:

Но тут проблема та же: хрен его знает, что за этим абстрактным «крупным форматом» стоит.

Интерфейс. На Драйве есть сервис, куда пользователи пишут заявки на ремонт, тюнинг или покупку запчастей. В заявке пользователь указывает срочность задачи. Делаем для этого переключалку:

Но понятие срочности у каждого своё. Если оставить так, пользователь не поймёт, какой вариант выбрать. А компания по заявке не поймёт, что имел в виду пользователь.

Упоротая конкретика

Когда понимаешь, что чистые абстракции не катят, первое желание — присыпать всё цифрами. Спойлер: не лучшая идея.

Текст. Вот уж чего-чего, а цифр у нас завались. Положу-ка их все сюда:

DRIVE2 — это русскоязычная социальная сеть автолюбителей с огромной аудиторией: 6000 страниц автобизнесов, 4 миллиона зарегистрированных пользователей, 17 миллионов уникальных посетителей в месяц.

Но эти цифры сбивают с толку. Их сложно оценить без подготовки и контекста. Например, «6000 автобизнесов» — это действительно большое количество? А сколько всего автобизнесов в России? А в интернете? А из «4 млн зарегистрированных пользователей» сколько активных? Ну и дальше куча вопросов в том же духе.

Картинка. Ну здесь всё просто. Напишем конкретный размер, чтобы ни у кого не осталось вопросов:

Теперь эти размеры много на себя берут. Они, конечно, важны, но не настолько. Но самое обидное то, что они совсем не помогают. Вот вы можете закрыть глаза и представить себе книгу формата 34,7 х 21,4 х 8,1 см? Я не могу.

Интерфейс. Вот здесь вроде не должно возникнуть проблем. Дадим пользователям выбрать конкретный срок и всё:

Не-а. Фигня. Во-первых, напрягаем пользователя: слишком много вариантов на выбор. Во-вторых, демотивируем компании: отказываешь заявке на «три дня», потому что справишься только за четыре, а пользователь-то мог и согласиться на четыре. Ну и наконец вариант просто не подходит из-за механики сервиса: мы показываем заявку без даты подачи, поэтому «три дня» непонятно с какого момента считаются.

Разумная комбинация

Чтобы решить проблему я комбинирую абстракции с конкретикой, задав точку отсчёта.

Текст. Чтобы показать масштаб, я сравниваю нашу соцсеть с чем-то понятным аудитории VC. Для сравнения мне достаточно одного параметра.

DRIVE2 — это русскоязычная социальная сеть автолюбителей с аудиторией 17 миллионов уникалов в месяц. Это на миллион больше, чем у российского Фейсбука.

Вот теперь у читателя в голове засела нужная мне мысль: «Драйв — крупный, больше русского Фейсбука». Вряд ли кто-то из читающих VC не имеет представления о ФБ.

Картинка. Покупателю не важен точный размер книги, хватит примерного понимания габаритов. Чтобы показать их, достаточно положить рядом любой предмет понятного размера. Ручку, например.

Теперь читателю очевидно, что книга не поместится в карман. Можно пойти дальше и, например, вложить книгу в чьи-то руки. Рисовать я это, конечно, не буду.

Интерфейс. Чтобы понятия «срочно» и «не срочно» обрели однозначную трактовку, введём промежуточное состояние — «на неделе».

Теперь понятно, что «срочно» — это меньше недели, а «не срочно» — больше. Нет привязки к датам. И осталось пространство для переговоров.

Положите рядом ручку

Это всё. Просто задайте точку отсчёта, сравнив неизвестное с чем-нибудь известным. А гору цифр верните маркетологу, пусть в жопу себе засунет. Привет, Король!

С этой статьёй читают

Чувственный опыт
Чувственный опыт
Пожалуй, самая важная статья по редактуре
Максим Ильяхов
Подпишитесь в Телеграме на новьё
Поделиться
4 комментария
Вадим Юмадилов

Когда-то делал фильтр для сайта по поиску собак. Надо было придумать, как фильтровать по размеру собаки. Метры не подходят, потому что фиг в голове представишь, сколько это.

В итоге получилось так:
http://yumadilov.com/screenshots/Pitomtsy__Dai_lapu_2017-10-16_09-23-25.png

Ян Хацкевич

Фотки типичных пород тоже сработали бы, наверное.

Романов Роман

Вадим Юмадилов, есть предложение, по размерам проконсультируйтесь с кинологической службой, они имеют авторитетное мнение по поводу размеров.

Дина

Объясните, пожалуйста, как успешный редактор — зачем жопа маркетолога в тексте?
Я — ваш читатель и маркетолог, мне стало неприятно. Не обижаюсь, но интересно, почему в конце вдруг жопа.
В широком смысле слова, вы — маркетолог тоже. Зачем жопа?

Ян Хацкевич

У меня простой принцип: в каждом посте использовать слово «жопа». Так я фильтрую обидчивых ребят, которые не вникают в суть, а доёбываются до слов.

Роман Панин

Уникалы? Кто это?

Ян Хацкевич

Читатели VC в курсе :—)

Ваш комментарий
адрес не будет опубликован

ХТМЛ не работает

Ctrl + Enter
Популярное